Преподобный Юстин Сербский

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ


Толкование на Евангелие от Матфея (17, 1–13)

17, 1 — Показав Своим последователям путь к царству Божиему, Спаситель им спустя шесть дней после этого показывает царство Божие. Евангелист благовествует: По прошествии дней шести, взял Иисус етра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел х на гору высокую одних (стих 1). – Почему Спаситель берет только этих учеников с Собой на гору? Потому что они превосходили остальных учеников: Петр силой любви к Иисусу; Иоанн особой любовью Иисуса к нему; а Иаков ответом своим, который он дал вместе с братом своим, что они могут испить чашу, которую будет пить Спаситель (Мф 20, 22). И не только одним ответом, но и делами, ибо их Спаситель назвал «сынами громовыми». И этой троице учеников Спаситель дал возможность ясно почувствовать и увидеть царство Божье. 17, 2 Сказано во втором стихе: И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет (стих 2).

Преображение Богочеловека Христа? В действительности, Преображение есть самое совершенное Богоявление: Бог стал человеком, стал телом, живет в теле, сияет из тела, чтобы показать, что и тело, что и материя для Господа (ср. 1 Кор 6, 13–20). Христос это: (Кол 1, 15) = облик, икона, образ, лик, изображение Бога невидимого. И Он, «образ Божий» и Богочеловек преобразился, все Его тело заблистало вечным Божественным светом, и явилось обоженным, Божиим. Преображением Своим Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия, что весь Бог живет в нем, через него и им. Как новый Адам, Господь этим показал, что человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светит и лучится из него, преображая его из силы в силу, и из славы в славу.

Господь Христос стал человеком для того, чтобы Собою как Богочеловеком, как Церковью преобразить человека в благодатного богочеловека. Как это? При помощи святых тайн и святых добродетелей все человеческое существо объять Богом, исполнить Богом, пронизать светом Божественным, обожить. И это сбывается с каждым верующим в Церкви, которая и есть тело Богочеловека, и как таковая всегда полна преображающей силы, всегда излучает из себя и через себя Божественный свет и им преобразует, охристовляет, обогочеловечивает членов Церкви соответственно их подвигам евангельским. Церквь постоянно живет Богочеловеком и всем, что принадлежит Ему, ибо весь Он и все Ему принадлежащее продолжается в Церкви через все века веков, даже и само Преображение Его. Несмотря на то, что это личное переживание Спасителя, Преображение становится Церковью соборным переживанием. Лоза = Богочеловек, а на Нем ветви, которые всегда живут Богочеловеком.

Только Богочеловек совершенно и полностью преобразил человека Богом. И все, что Он принес и дал, Он принес и дал людям, чтобы они по Его примеру преобразили себя Богом. А это и совершается в Богочеловеческом организме Церкви, которому Богочеловек Христос есть и тело, и глава. Благовестие новозаветное: Богочеловек Христос есть (Кол 1, 15) = облик, икона, образ, лик, изображение Бога невидимого. – И этот «образ Бога невидимаго», Бог Логос стал человеком, чтобы человека, сотворенного «по образу Божъю», образу, который сам человек извратил грехом, обновить, преобразить, и притом в Церкви, которая есть тело Его (Кол 1, 12–23). И мы в Церкви преображаемся в то же подобие, в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3, 18).

Сущностный признак царства Божиего есть: материя лучится Божественным светом, причем не только материя, составляющая тело Богочеловека Христа, но и та, которая окружает Его тело – одеяния. Лишь в Преображении Спасителя открыта настоящая красота материи. Она призвана быть передатчиком вечного Божественного света: лучиться им. В Преображении Своем Спаситель открыл план Божий о материи. Божественное назначение материи: быть обиталищем царства Божия.

17, 3 Евангелист благовествует: И вот , явились им оисей и Илия, с м беседующъе (стих 3). В явлении царства Божия через Преображение участвуют два величайших пророка: Моисей и Илия. Почему? Потому что многие считали Иисуса Илией или каким-то пророком, и потому что Его часто обвиняли как нарушителя Моисеева закона. И Бог, чтобы показать, что это обвинение Иисуса – дело зависти и пакости, являет в Преображении Спасиеля, что Моисей и Илия – слуги Господа Иисуса. Славный законодатель Моисей является и говорит с Иисусом при Преображении Его. Будь Иисус нарушителем Моисеева Закона, Моисей бы не явился здесь как Его собеседник и слуга. Если бы Иисус не был Сыном Божиим, то пламенный Илия, горящий херувимской ревностью о делах Божиих, не согласился бы покориться и подчиниться Иисусу. Как Моисей, так и Илия бессмертны: один – представитель умерших, другой – представитель живых, ибо он был вознесен на небо живым. И тот, и другой появляются как слуги Господа Иисуса. И этим показывают, что Иисус имеет власть над живыми и мертвыми. Моисей, который умер и чья смерть описана в Библии, появляется при Преображении Спасителя живым. Этим Спаситель хотел ободрить Своих учеников, чтобы они не боялись ни креста, ни смерти.

Сказано в третьем стихе: с м беседующие. О чем они беседовали? – На этот вопрос отвечает Евангелист Лука, описывая Преображение Спасителя: «И вот , два мужа беседовали с м , которые были Моисей и Илия: явившись во славе, они говорили об сходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9, 30–31). – Значит, говорили с Господом Иисусом о Его Богочеловеческом домостроительстве спасения, которое Ему предстояло совершить страданием и воскресением. Этим открыта ученикам истина, что Мессия должен быть страдальцем на земле, как пророчествовал пророк Исаия (53, 3–12).

Нет сомнения, что Преображение Спасителя – это введение в Его Воскресение, подготовка и предпосылка. Действительно, одно от другого неотделимо: и Преображение, и Воскресение бывает Богом, Богочеловеком. Единое органическое целое: в Церкви, как и в личности Богочеловека. Очевидно, что в свете Преображения видно все Богочеловеское домостроительство спасения. И Преображение, как составная часть домостроительства спасения, становится ясным только в завершающем подвиге этого домостроительства: в Богочеловеском воскресении. Поэтому Спаситель и повелевает трем очевидцам Преображения Его: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын еловеческий не воскреснет мертвых (стих 9).

17, 4 В Вокресение нельзя войти, минуя Преображение. Преображение – это такой неизреченный свет, и радость, и блаженство для человеческого естества, что совершенно оправдано восхищенное желание и всеусердная просьба Петра: Господи! хорошо нам десь быть; если хочешь, сделаем десь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (стих 4). Петр это предложил потому, что слышал, как Моисей и Илия говорят со Спасителем о Его страдании, о кресте и о всех голгофских страданиях после ухода в Иерусалим. И, боясь за Господа Иисуса, он предложил оставаться здесь, на горе Фаворе; «хорошо нам десь быть»; хорошо, ибо здесь Илия, низводящий огонь с неба; ибо тут Моисей, который говорил с Богом; и никто не узнает, что мы здесь.

17, 5 Очевидно, апостол Петр еще не мог усмотреть необходимости Богочеловеческого страдания, смерти и воскресения. Отсюда и напоминание Божие из облака сияющего: «Его слушайте» (стих 5); то есть Он единственный знает, что входит в Богочеловеческое домостроительство спасения. Свет говорит, – это величественно и страшно. Поэтому ученики пали на лица свои и очень испугались (стих 6). Свет говорит Савлу на пути в Дамаск. Поэтому такой страх у Савла. Преображение – изменение всего тела человеческого в свет: все расплавляется в свет, и разливается и переливается, и претворяется. Как будто тело Иисусово соткано из того же материала, из какого и свет. Видно, что материя вся составлена из света, из световых зерен, из световых атомов. Судя по Преображению Спасителя, материя в сущности состоит из света и сводится на свет как свою пра-сущность и праприроду. Богочеловек и все творение Его говорит светом, мыслит светом, живет светом, действует светом (ср. Иоан. 8, 12; 1, 4–9; 1 Сол 5, 5). Грехом люди вовлекли тьму в себя и в окружающий их мир. Отсюда происходят все наши человеческие претыкания, и падения, и пропадания. Богочеловек преобразился для того, чтобы нам показать, что нам на пути к воскресению необходимо преображение всего нашего: и сердца, и ума, и воли, и души, и тела. Мы христиане? – Преображаемся в облик Христов из славы в славу, как Духом Господним (2 Кор 3, 18; 1 Кор 15, 48–49; Фил 3, 20–21).

17, 7–8 Очевидцы Преображения Спасителева, три ученика, не могли без страха и ужаса перенести необыкновенный свет Преображения. Видя Моисея и Илию живыми; видя сияющее облако, и услышавши глас Божий из облака, ученики пали на лица свои и очень испугались (стих 6). Но Иисус ступив коснулся их сказал : встаньте и не бойтесь (стих 7). Бог «обитает в неприступном свете» (1 Тим 6, 16). Когда человек приступает к этому свету, он должен испытать страх. Но Спаситель не объясняет Своим ученикам того, что они видели. Он предоставляет им самим задуматься над этим и осмыслить это событие. В чудесном Преображении Своем Спаситель не рассказал о Себе как о Боге, но показал Себя как Бога. И ученики возведши очи свои, никого не увидели, кроме одного Иисуса (стих 8).

17, 9 Евангелист благовествует: И когда сходили они с горы, Иисус етил м , говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын еловеческъй не воскреснет мертвых (стих 9). – Спаситель не просто сказал, но и запретил ученикам Своим кому-либо говорить о Преображении Его, до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Почему? Потому что еще не пришло время, чтобы открылось все Его Богочеловеческое домостроительство спасения, и люди могут соблазниться, когда увидят Его на кресте, где Он страдает, умирает и терпит унижение. До Воскресения никто бы не поверил в Преображение Христово. Только Воскресение Христово дает достаточно причин, чтобы человек мог веровать во все чудеса Христа, совершенные Им до Его Воскресения. После Воскресения ученики не могли соблазниться, потому что они приняли Духа Святого, «Духа Истины», Который их ввел во всякую Истину о Христе Иисусе и Его Богочеловеческом домостроительстве спасения, включая сюда и саму тайну Преображения.

17, 10 После Преображения у некоторых из учеников создалось оправданное убеждение, что Иисус есть – Мессия. Убежденные в этом, спросили Его ученики Его: как же книжники говорят , что Ил надлежит дти прежде? (стих 10). Да, ты, Мессия, здесь, а предтечи Твоего Илии – нет. Во времена Спасителя у евреев существовало верование, что Илия придет и приготовит путь Мессии. Это верование побудило евреев послать из Иерусалима к Иоанну Предтече священников и левитов, спросивших Предтечу: «что же? ты Илъя? Он сказал : нет » (Ин 1, 19–21). – Это верование евреев было основано на пророчестве Малахии (Малах 4, 5–6). Это подтвердил Сам Спаситель Своим ответом ученикам на поставленный вопрос. Евангелист благовествует: Иисус же сказал м в ответ : правда, Илия должен дти прежде и устроить все; но говорю вам , что Илия уже пришел , и не узнали его, а поступили с ним , как хотели; так ын еловеческий пострадает от них . Тогда ученики поняли, что Он говорит м об Иоанне Крестителе (стих 11–13).

Пророчество Малахиино, говорит Спаситель, исполнилось в личности и деятельности Иоанна Крестителя. Ибо Иоанн и есть тот Илия, который должен был придти, и который уже пришел. Это ангел Господень открыл отцу Предтечи священику Захарии (Лк 1, 17). В словах ангела видно ясное указание на пророчество пророка Малахии. Спаситель говорит: Илия уже пришел, и не узнали его. – Это значит: еврейский народ не узнал Предтечу Иоанна как Предтечу Мессии и не понял сущности Мессианского дела, а поступили с ним , как хотели. – Блаженный Феофилакт говорит: евреи, позволив Ироду убить Предтечу, хотя они могли этому вопрепятствовать, тем самым стали убийцами его2.

В мире греха и смерти страдание и смерть – удел и самого Мессии, и Его Предтечи в Мессиином Богочеловеческом домостроительстве спасения и обожения. Преображение же Спасителя – это предвоскресное «царство Божъе» (Лк 9, 27); это предвоскресное царство Божъе в силе, царство Воскресения и победы над смертью Самого Богочеловека и всех членов Богочеловеческого тела Его – Церкви. Нет сомнения, прежде Воскресения Богочеловека Господа Христа, Его Преображение – это вечный воскресный свет и сила: через все человеческое разливается и переливается воскресный свет и сила; пережить это, вкусить это, значит: не вкусить смерти (Мф 16, 28; Мк 9, 1; Лк 9, 27), предчувствовать, предвкусить, предощутить Воскресение и жизнь вечную, и всю «велъю милость», которую чудесный Господь Христос изливает Своим Воскресением на все человеческое.

Источник: http://www.rocor.de/Vestnиk/20003/html/artиkel5.htm


На главную страницу | Содержание
© 2004. Православна беседа, русская версия. Перепечатка материалов разрешена при условии указания ссылки на автора, название и адрес сайта pravoslavиe.domaиnbg.com/rus. Если Вы хотите получать известия о новых поступлениях на нашем сайте, напишите нам! Свои отзывы можете оставить здесь.
< language="java"> u="u1238.86.spylog.com";d=document;nv=navиgator;na=nv.appName;p=1; bv=Math.round(parseFloat(nv.appVersиon)*100); n=(na.substrиng(0,2)=="Mи")?0:1;rn=Math.random();z="p="+p+"&rn="+rn;y=""; y+=""; y+="<иmg src='http://"+u+"/cnt?"+z+"&r="+escape(d.referrer)+"&pg="+escape(wиndow.locatиon.href)+"' border=0 wиdth=88 heиght=31 alt='SpyLOG'>"; y+=""; d.wrиte(y);иf(!n) { d.wrиte("<"+"!--"); } SpyLOG < language="java1.2">