Епископ Александр Буэнос-Айресский и Южноамериканский

O современном «даре» языков


Сравнительно недавно, в середине XX столетия, среди некоторых христианских деноминаций возникло движение, известное под именем «харизматического» или «пятидесятнического». Цель этого движения — возродить в современном обществе дары, полученные апостолами в день Пятидесятницы, в частности, — дар языков. К пятидесятникам примкнули некоторые баптисты и методисты. Причина, вызвавшая появление харизматического движения среди протестантов, заключается в их жажде живого общения с Богом, так как протестантизм со всеми своими ответвлениями не имеет апостольской преемственности в священстве и лишен благодати святых таинств. Естественно, безблагодатные сектантские молитвенные собрания не могут дать человеку нужного духовного удовлетворения.
        Харизматическое движение, обещая влить свежую духовную струю в жизнь протестантских церквей, стало популярным и частично затронуло Церкви более традиционного направления. Общины пятидесятников стали возникать в Европе и в России.
        Пятидесятники другие подобные им харизматики пытаются искусственными (в сущности шаманскими) приемами вызвать в себе способность говорить на иных языках, чем они очень дорожат и гордятся. Однако, у них получается нечто очень странное, не имеющее внутренней связи и преемственности с проявлением дара языков в апостольские времена. Если и имеется какое-то внешнее сходство харизматическых собраний со свидетельствами Нового Завета о снисхождении дара языков на первых христиан, то это исключительно внешнее сходство, да и то искаженное. Внутреннего же сходства сектанты-харизматики добиться не могут, так как все истинные дары раздаются Святым Духом только в лоне единой Православной Церкви Христовой.
        Апостолы получили от Бога дар языков, кроме прочего, для быстрого распространения Евангелия среди разных народов. Об этом даре упоминается в апостольских посланиях. Постепенно необходимость в этом даре ослабела, так как в каждой стране существовали уже местные проповедники; одновременно с этим стал уменьшаться и дар языков. Во время св. Иринее Лионского, в начале III века, дар языков был довольно редким явлением.
        Обстоятельно говорит о даре языков св. апостол Павел в I послании к Коринфянам, в главах с 12-ой по 14-ю. В Коринфе этот дар был особенно распространенным и апостол предостерегает коринфских христиан от злоупотребления этим даром, так как он «нужен не для верующих, а для неверующих», то есть он, как внешнее чудо, может убедить неверующих в том, что в Церкви происходит нечто чудесное, но в самих церковных собраниях он может вносить беспорядок, если много людей одновременно говорят на непонятных языках. Апостол объясняет коринфянам, что дар языков есть меньший из духовных даров, и христиане должны печься о том, чтобы обогатиться более высокими дарованиями, например, даром пророчества.
        Сравнивая дар языков апостольского времени с современным харизматическым языкоговорением, надо сказать, что в апостольское время люди получали способность говорить на каком-нибудь существующем человеческом языке с целью миссионерства. Конечно, не все присутствующие в церковном собрании понимали этот язык, но все же то была настоящая, членораздельная человеческая речь. В противоположность дару языков апостольского времени, современное «говорение на языках» в сектантских собраниях есть набор несвязных и бессмысленных звуков, о чем они сами свидетельствуют, утверждая, что это, мол, язык «райских жителей!». Поэтому такое бессмысленное бормотание нельзя признать за дар Божий, а скорее за нездоровую нервную возбужденность.
        В сущности, современное харизматическое движение есть подмена искусственной экзальтацией подлинных даров Духа, утраченных протестантизмом. Восторг, в который приходят участники харизматическых собраний, не есть чистая духовная радость, подаваемая только Духом Святым, но искусственно вызванные острые переживания, переходящие порой в истерику. Не имея духовного опыта, отбросив священство и таинства, эти Богом установленные проводники благодати, харизматики не могут удовлетворить жажду человеческой души по живому общению с Богом. В итоге харизматики впадают в состояние, названное святыми отцами прелестью, т. е. самообманом (отсюда — прельщать). Состояние экстаза, подобное харизматическому, ничего общего с православным Христианством не имеет. Зато оно хорошо известно как древним язычникам, так и современным аскетам индуизма.
        Возникновение харизматического движения очень характерно для современного общества, ищущего острых ощущений в буйной музыке, распутстве, наркотиках, в фильмах, наполненных страшилищами, и не желающего идти узким святоотеческим путем спасения.
        Православный христианин должен дорожить теми подлинными духовными сокровищами, которые он получает в благодатных таинствах Церкви, в ее богослужениях, в молитве, в богомыслии, в добродетельной жизни. Господь обещал верным чадам Церкви: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принят, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14, 16-17).
        Жаль, однако, что в сутолоке повседневных забот православный христианин порой забывает о великом благодатном сокровище Духа Святого, к которому он имеет доступ, как чадо Церкви, и погружается в мутное море окружающего его материализма. Тогда душа его начинает захлебываться в волнах суеты, греха и различных пороков. Отходит от него надежда вечной жизни, тускнеет жизненная цель, душа черствеет, становится он неудовлетворенным и раздражительным.
        Праздник Пятидесятницы есть день встречи Божественного Утешителя с жаждущей утешения человеческой душой. В этот день христианин снова пьет из источника живой воды и наполняет свою душу самыми возвышенными и благородными чувствами. Благодать Духа подобно огню, испепеляет его прегрешения; подобно елею, смягчает его сердце; подобно свету, проясняет его мысль; подобно благоуханному миру, освящает все его существо. Благодать дает ему духовные силы, чтобы жить воздержанно, делать добро, любить Бога, помогать ближним. Она заменяет его прежнее смятение и озлобленность внутренним миром и радостью, как свидетельствует об этом преподобный старец Силуан, говоря: «С благодатью Божией легко жить, все делается хорошо, все мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как бы по прекрасному саду, в котором живет Господь».
        Эти благодатные плоды и по сей день получают многие благочестивые христиане. Будем же молить Духа Утешителя не лишить нас Своих даров и направлять жизнь нашу к Царству Его вечного света!

Источник: Православная жизнь, год издания 51-й. № 5 (616), май 2001. (http://www.fatheralexander.org)


На главную страницу | Содержание

© 2004. Православна беседа, русская версия. Перепечатка материалов разрешена при условии указания ссылки на автора, название и адрес сайта pravoslavie.domainbg.com/rus. Если Вы хотите получать известия о новых поступлениях на нашем сайте, напишите нам по адресу (вводя адрес удалите скобки), а в поле subject Свои отзывы можете оставить здесь.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ — www.logoSlovo.RU