Протоиерей Александр Кочергин († 1958 г.)

«Царю Небесный…»


«Царю небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша». Эту молитву ежедневно употребляет Святая Церковь в начале богослужения от праздника Пятидесятницы до праздника Пасхи. Этою молитвою каждый христианин должен начинать и свои утренние молитвы, а потому ее нужно знать всем, и не только знать, но и понимать смысл ее. Ибо когда произносишь молитву без понимания ее смысла, тогда она не производит в душе ни умиления, ни благоговения, не трогает сердца, и посему и не приносит пользы молящемуся.
        Молитва «Царю небесный» относится к третьему лицу Святой Троицы — Богу Духу Святому. В этой молитве мы называем Его Царем небесным, Утешителем, Духом истины, везде сущим и все наполняющим, и просим, чтобы Он как источник и податель всего доброго, всех благ, посетил нашу грешную душу своим благодатным присутствием, и пребывая в нас, очищал от всех грехов, и таким образом, устроял наше спасение.
        Не без причины этою молитвою мы должны начинать свои моления к Господу. Сами по себе мы столь слабы и немощны, что не знаем, как молиться и о чем просить Господа, а Дух Святой есть Учитель и Наставник молитвы. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: «ибо мы не знаем, о чем молится как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Посему мы и должны просить Духа Святого, чтобы Он расположил нас к молитве и научил, как и о чем мы должны молиться.
        Но обратимся к самой молитве. «Царю небесный» — так мы взываем к Богу Духу Святому. Почему мы именуем Духа Святого Царем небесным? Святая Церковь учит, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны между собою. Все лица Святой Троицы имеют одинаковую силу, честь и могущество. Так как к Богу Отцу и Богу Сыну в слове Божием прилагается наименование Царя (см., например, Исаии 6, 5; Лук. 22, 29,), то и Дух Святой есть Царь и Владыка неба и земли и всего существующего в мире, ибо все в мире сотворено Богом Отцом чрез Сына содействием Святого Духа. Все в мире поддерживается и сохраняется силою Духа Святого. «Послешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30), — говорит псалмопевец Давид.
        Дух Святой есть Царь и Промыслитель Церкви Христовой, т. е. общества православных христиан, живущих по всей вселенной, истинно верующих во Христа Спасителя, управляемых видимо пастырями Церкви, а невидимо Самим Иисусом Христом. Вот этой то Церкви или общества православных христиан Дух Святой есть Царь и Промыслитель. Иисус Христос положил основание Церкви Своей на земле, совершивши дело нашего искупления и научивши людей истинной вере. Для продолжения дела спасения грешных людей, по вознесении Своем на небо, Он ниспослал Духа Святого. Дух Святой сходит на землю и Своею всесильною благодатию,
        Своею царственною силою и властию расширяет, распространяет и утверждает Церковь Христову на земле.
        Теперь миллионы православных христиан во вселенной. Теперь во всех землях, во всех странах есть христиане. Мы русские тысячу лет тому назад не знали Христа Спасителя, были язычники, поклонялись идолам, и теперь богоборческая власть в СССР вновь преследует людей, запрещает исповедовать веру Христову, мучили и раньше терзали христиан, и ныне расстреливают верующих тысячами, но по слову Спасителя врата ада не одолеют Церковь Христову.
        Дух Святой, как Царь, поставляет в Церкви Христовой пастырей (Деян. 20, 28) и раздает благодатные дары Свои.
        Все священные книги, в которых заключается слово Божие, хотя и написаны людьми, но по откровению и внушению Святого Духа. Самую жизнь духовную, жизнь святую и богоугодную дарует нам Дух Святой.
        Но почему мы именуем Святого Духа царем небесным? Потому что Он Творец и Промыслитель вселенной, есть Царь неба и земли, ангелов и человеков.
        Вознося молитву Святому Духу, мы именуем Его Утешителем. Бог Дух Святой назван Утешителем Самим Иисусом Христом. Когда приближалось время страданий Спасителя, Он в беседе Своей с апостолами возвестил им, что недолго пребудет с ними, скоро оставит их. Апостолы так привыкли к Христу Спасителю, так любили Его, что желали навсегда остаться с Ним, а потому весть о скорой разлуки с любимым ими Учителем крайне опечалила их. Притом же апостолам известно было, что при исполнении ими завещаннаго Христом дела проповеди Евангелия их будут ненавидеть, преследовать, заключать в темницы, подвергать мучениям и смерти. Как же им было не смутиться и не опечалиться, когда Христос возвестил им о Своем скором отшествии от них. Вот в утешение и подкрепление учеников Своих Христос Спаситель и открыл им, что Он не оставит их сиротами, а вместо Себя пошлет им Духа Святого, Который будет их Наставником и Утешителем во всех скорбях и гонениях (Иоан. 14).
        В пятидесятый день по воскресении Спасителя апостолы действительно получили обещанного Утешителя и, при Его благодатной помощи, они совершенно переродились. Прежде они были слабы и малодушны, прежде одна весть о разлуке со Христом Спасителем приводила их в смущение и печаль, но теперь они сделались столь смелыми и решительными, что с проповедью о Христе Спасителе являются пред царями и владыками без всякого страха и смущения. Прежде были они столь робки и боязливы, что когда не их самих, а их Учителя повели на страдания, они все разбежались. Теперь же они соделались столь мужественны и неустрашимыми, что ни гонения, ни узы, ни темницы, ни самая смерть не могли охладить их любви к Спасителю, не могли поколебать их ревности к распространению Евангелия Христова (Рим. 8, 35-39). Мало того их гонят и бесчестят за имя Христово, а они радуются, что удостаиваются принять бесчестие за Христа Спасителя (Деян. 5, 41). Их мучают, а они хвалятся скорбями и страданиями своими (Рим. 5, 3). Кто же соделал апостолов смелыми и неустрашимыми в распространении Евангелия Христова? Кто вдохнул в них мужество к перенесению всех гонений и страданий? Кто утешал, подкреплял и наполнял сердца их радостию во время самых страданий? Дух Святой — Дух Утешитель. Итак, вот почему Христос Спаситель Духа Святого назвал Утешителем.
        Но не к одним апостолам относится обетование Христа Спасителя о ниспослании Утешителя. Спаситель, сказал апостолам, что Утешитель, которого Он пошлет будет с ними во век, но апостолы, как люди не могли жить вечно на земле, следовательно, Христос Спаситель в лице апостолов обетовал послать Духа Утешителя и преемникам апостолов и всем верующим. И действительно Дух Утешитель пребывает в Церкви Христовой; Он ниспосылается всем верующим в таинствах (Ефес. 4, 30; I Кор. 12,13; II Кор. 1, 2122), утешает их во всех скорбях и напастях. Так Он утешал и подкреплял мучеников во время их страданий за Христа Спасителя. Можно ли человеку, как немощному, веселиться и радоваться во время страданий, если бы Дух Святой не подкреплял и не утешал их. Так на святых мучениках исполнились непреложные слова Христовы: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф. 10, 20).
        Дух Святой утешает и подкрепляет и нас всех, притекающих к Нему за утешением во всех скорбях и напастях. Не бывает ли иногда так, что горе и печаль теснят грешную душу, но вздохнешь от чистого сердца к Господу, и на душе сделается веселее, как будто тяжелый камень спадет с нее? Не случается ли иногда, что в грешной душе появится такая тоска, такое уныние, что теряешь всякую надежду на помилование Божие? Но возведешь свой взор на небо и сказажешь: «Господи, согрешил, прости», — и на душе сделается отраднее, как будто и слышишь внутри себя голос: «Не бойся и не унывай. Господь милосерд, простит грехи твои». Иногда постигает болезнь, или какое-нибудь несчастие, и бывает так трудно и невыносимо, что думаешь не переживешь этого времени, но какая-то невидимая сила начинает поддерживать, подкреплять, утешать и несчастие делается легче, переносится без большого смущения и ропота, а там и совсем проходит. Что же это за сила которая поддерживает нас в несчастиях? Кто проливает в мрачную душу, смущенную грехами, отраду и утешение и вселяет надежду на милосердие Отца небесного? Кто, как не Дух Святой — Дух Утешитель. Он подкрепляет нас в немощах наших. Он проливает отраду и утешение, когда нас смущают грехи и окрыляет надеждою на милосердие Отца небеснаго. Он ниспосылает нам мир и радость, когда постигают нас и несчастия.
        Поэтому постигнет ли кого несчастие или болезнь прибегайте с теплою молитвою к Духу Святому, и Он утешит вас, как утешал и подкреплял апостолов и мучеников во время их страданий. Смущают ли кого грехи, — плач и сокрушайся о них, но не предавайся унынию, а с твердой надеждой взывай из глубины души к Духу Святому, и Он прольет в скорбную душу отраду и утешение. Он укрепит тебя надеждою на божественное милосердие. Тяготит ли кого бедность, нищета, или постигнет другое какое несчастие — не предавайся ропоту, а потерпи немного, и Дух Святой не замедлит придти к тебе на помощь, Он даст тебе силу и крепость к перенесению всех твоих несчастий.
        Духа Святого мы называем Духом истины. Дух Святой назван Духом истины Самим Иисусом Христом. Христос Спаситель пришел в мир для того, чтобы научить людей истинной вере и богоугодной жизни. Для распространения Своего учения Он избрал апостолов. Их, преимущественно пред прочими людьми, в течение трех с половиной лет, научал и преподавал им все нужное для жизни и благочестия. Когда они не понимали Его учения, Он объяснял им все нужное. Но при всем том апостолы многого в учении Христа Спасителя не понимали вполне, а многого и вовсе не способны были понять (Лук. 18, 34). Очевидно по вознесении Христа, они не могли в должной мере исполнить Его завещание, не могли научать других тому, чего и сами не понимали. При том же, со временем, без всякого сомнения, они могли многое забыть и из того, что ими было воспринято. Кроме того, апостолы по большей части были люди простые и не образованные (Деян. 4,13). Они не могли ни объяснить правильно высокое Божественное учение Христово, ни убедить к принятию его не только гордых и ученых книжников и языческих мудрецов, но и простой народ. Знал все это Христос Спаситель и пред страданиями обещал им умолить Отца Своего, да пошлет Он им Духа Святого, который просветит их ум Божественною мудростию, так чтобы они могли сделаться вполне способными и понять учение Его в истинном смысле и других научить и убедить к принятию его. «Я умолю Отца, — говорит Он им, — и даст вам Духа истины, который наставит вас на всякую истину, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ср. Иоан. 14, 1617; 16, 13).
        И действительно, как только сошел Дух Святой на апостолов в день Пятидесятницы в виде огненных языков, они — неученые и простые сделались столь премудрыми и разумными, что не только сами поняли учение Христа в истинном смысле и укрепились в вере в Него, но на разных языках начали учить множество собравшегося народа из разных стран, убеждая его к принятию веры Христовой. Их проповедь была такой силы и убедительности, что народ пришел в умиление и в первый же день три тысячи обратились ко Христу (Деян. 2,41), а потом через несколько времени и еще около пяти тысяч присоединялось к вере Христовой (Деян. 4, 4). В короткое время своею проповедью апостолы обратили ко Христу весь тогдашний мир. Самые упорные не находили предлога к неверию, самые недоверчивые, когда начали рассуждать беспристрастно, не могли не признать истины в их учении, самые ученые не могли противостоять мудрости и Духу, по внушению Которого они говорили. Итак, вот почему Дух Святой наименован Духом истины. Он даровал апостолам дар премудрости и разума и чрез то соделал их способными понимать учение Христа Спасителя в истинном смысле и укрепиться в вере в Него, и убедить к принятию веры во Христа Спасителя и все народы.
        Но тот же Дух Святой, Дух Истины, просветивший апостолов светом учения Христова и через них всю вселенную, по неложному обещанию Христа Спасителя, пребывает и будет пребывать в Церкви Христовой до скончания века (Иоан. 14,1617). Пребывая в Церкви Христовой, Он особенно близок преемникам апостолов пастырям Церкви. Он поручил им на сохранение Божественное Свое Слово и дал право научать вере в Бога и объяснять Свое учение другим (Матф. 28,1920). А потому Дух Святой — дух истины, дарует им особенную благодать, которая наставляет их и просвещает в истинах веры Христовой, так что они все вместе никогда не могут уклониться от истинного учения Христова и учить чему-либо несогласному со словом Божиим.
        Посему-то истинное учение Христа Спасителя сохранялось и будет сохраняться в Церкви Христовой, до скончания века, и истинное учение Христа Спасителя всегда пребудет неповрежденным в Церкви Христовой.
        Дух Святой — Дух истины нисходит на каждого из нас в таинствах Святой Церкви, и пребывая с тех пор, как мы принимаем крещение и помазуемся святым миром, таинственным образом просвещает и наставляет нас в истинной вере и богоугодной жизни. Не бывает ли иногда, особенно во время молитвы, что в нашей душе появляется сначала как будто какая-то искра, разгорается, распространяется и вдруг осветит душу каким-то светом, и видишь и вполне сознаешь все величие и беспредельность любви Отца Небесного к нам грешным и чувствуешь свое недостоинство и греховность, так что невольно польются слезы. Что же это как не озарение Духа Святого, как не утверждение в вере, надежде и любви к Отцу Небесному и не возбуждение в тебе чувства сокрушения и раскаяния в грехах. Случается также иногда, что душа наша поражается страхом суда Божия так, что мы всем существом трепещем. И это глас Духа истины, заставляющий нас осмотреться, опомниться и обратиться на путь покаяния. Иногда грех так пленяет наше сердце, что мы уже соглашаемся на совершение его, но вдруг какая-то сила останавливает, и как будто слышишь в душе своей чей-то голос: «Остановись, опомнись, тут твоя погибель». И видишь ту бездну, в которую только что было низринулся... Это глагол в сердце нам Духа Святого, останавливающий нас от греха. Бывает также, что каждый раз, когда мы сделаем какое-либо доброе дело, мы бываем веселы, покойны, на душе нашей появляется какая-то тихая радость, и наоборот, когда сделаем что-либо худое, бываем неспокойны, какая-то скука тяготит нашу душу. Это ни что иное, как внушение и напоминание нам Духа Святого о том, что за добродетель будет награда, а за грех — наказание, и что поэтому мы должны воздерживаться от худого, а делать доброе. Если же мы, не ощущаем в себе озарение Духа Святого, или ощущаем редко и мало, то это оттого, что заглушаем в себе Духа истины своею порочною жизнью. Как светильник в лампаде горит и светит тогда только, когда в ней есть елей, напротив же, — когда в ней нет елее, тогда светильник погасает, так и Святой Дух, Дух истины просвещает и наставляет нас на путь истины тогда, когда в душе нашей есть благое чувствование, добрые мысли и святые желания, когда мы, по грехопадении, обращаемся с раскаянием к Господу Богу. Но, напротив, когда нашу душу наполняют одни мысли нечистые, желания порочные, когда между нами царствует ложь, обман, клевета друг на друга, лицемерие, когда предаемся и другим грехам... тогда Дух Святой удаляется от нас. А посему-то не будем угашать в себе Духа Божия своими грехами, будем воздерживаться от всякого греха плотского и душевного, после согрешений своих будем всегда обращаться к Господу с сердечным раскаянием. И тогда Дух Святой, по слову Спасителя, наставит нас на всякую истину (Ср. Иоан. 16, 13).

г. Сан-Франциско

 


На главную страницу | Содержание

© 2004. Православна беседа, русская версия. Перепечатка материалов разрешена при условии указания ссылки на автора, название и адрес сайта pravoslavie.domainbg.com/rus. Если Вы хотите получать известия о новых поступлениях на нашем сайте, напишите нам по адресу (вводя адрес удалите скобки), а в поле subject Свои отзывы можете оставить здесь.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ — www.logoSlovo.RU